Добыча угля, особенно коксующегося угля, была очень проблематичной отраслью в Украине-это крайне неэффективно из-за устаревшего оборудования и глубины их шахт. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), "средняя глубина шахт составляет более 700 метров, примерно 20 процентов шахт это 1000-1400 метров". Это опасно для горняков и зависила в течение многих лет от больших государственных субсидий. Несмотря на опасные условия труда (Украина занимает второе место смертности в мире в результате несчастных случаев добычи угля после Китая) и устаревшие методы производства, уголь только на внутреннем рынке доступных альтернативных видов топлива Украина должна сохранить свой спрос на русский газ вышедший из-под контроля.
Последние данные показывают, что на уголь приходится 40 процентов топлива, используемого в украинских электростанциях, на 10 процентов в районных отопительных котельных и 45 процентов в промышленности. Оценки украинских запасов угля меняются. Всемирный энергетический совет оценивает общие запасы угля в Украине в 52 млрд. т, 8-й по величине в мире. Управление энергетической информации США утверждает, что:
«Украина имеет 37,6 млрд. коротких тонн разведанных запасов угля, 17,9 млрд.коротких тонн антрацита и каменного угля, до 19,7 млрд. коротких тонн лигнита и полубитумов, на которые приходится около 15 процентов от общих запасов бывшего Советского Союза . Производство и потребление угля в Украине были относительно плоские с 1996 года, после стремительного падения производства после обретения независимости. В 2004 году в стране было добыто 69,3 млн. коротких тонн каменного и бурого угля, но при этом потребляет примерно 77,5 млн. коротких тонн.Украина является импортером угля, несмотря на значительные ресурсы.
Украинской угольной промышленности также была спорным политическим вопросом для руководства страны. Расположенный в сильно развитых и густонаселенных восточного региона Донбасса, где Партия регионов имеет свою основную базу поддержки прозападных политиков, попробовать, как они могут, не удалось установить существенного следующий в этом важном регионе. В сентябре украинский премьер-министр Юлия Тимошенко решила усилить свою руку в угольной промышленности, стремясь начать в 2010 году большие усилия , направленной на модернизацию и реконструкцию угольных шахтах страны.
В 2008 и 2009 Тимошенко удалось увеличить зарплаты и пенсии для шахтеров, а теперь хочет добраться до сути проблемы отрасли. Тимошенко заявила 10 сентября, что она намерена заплатить за техническую модернизацию шахт из государственного бюджета на 2010 год и из стабилизационного фонда правительства. 1 млрд. гривен (110 миллионов долларов) будут направлены на расходы на строительство и 250 млн гривен ($ 27,7 млн) на ремонт (УНИАН, 10 сентября). Это, по словам премьер-министра, увеличит добычу угля в 2010 году на 1,5 млн. метрических тонн, будет постепенно повышаться до 7,8 млн. тонн.
Насколько реальны планы Тимошенко и прогнозы? С резким падением украинской гривны в 2009 году (от 4 гривен за доллар в 2007 году, достигнув 9 к доллару в этом году), инвестиции цифры, приведенные Тимошенко, кажется, слишком мало, слишком поздно.
Это был не первый раз, когда Тимошенко пытается провести реформу угольной промышленности. Она пыталась реформировать отрасль, когда она была вице-премьером с 1999 по 2001 год. Она внезапно отстранен от должности в январе 2001 года бывший президент Леонид Кучма обвинен в мошенничестве и отмывании денег, и заключен в тюрьму в течение нескольких недель. Обвинения, выдвинутые против нее в конечном итоге были убраны. Потери угольной промышленности быстро растут, и когда украинская сталелитейная промышленность рухнула в начале этого года, угольная промышленность понесла катастрофические потери.
За последние десять лет, последовательные украинские власти предоставили огромные субсидии коксующим предприятиям. Эта политика была, по сути, субсидии для металлургической промышленности путем предоставления ему недорогого кокса. Эти субсидии, в свою очередь, привело к обвинениям, что украинские производители устроили стальной демпинг на мировых рынках. На ее веб-сайт, сенатор США Дебби Стабенов заявил, что "с 1997 по 2000, из углеродистой стали импорт в США из основных производителей резко возросли: Бразилия на 25 процентов, Мексика 13 процентов, в России 106 процентов, а Украина 542 процентов ».
Тем не менее, проблемы в угольной промышленности Украины намного превосходят всех других секторов энергетики:
1. Реструктуризация угольной отрасли будет означать потерю сотен тысяч рабочих мест в политически чувствительных областях.
2. Переподготовка программ для шахтеров на месте; перспективы для шахтеров выполнения других работ, являются неосуществимыми.
3. Весь муниципалитет в Донбасском бассейна полагается на угольную промышленность , чтобы платить за медицинское обслуживание, школы, общественный транспорт, и другие жизненно важные объекты инфраструктуры.
Как украинское правительство намерено справиться с этой проблемой трудно прогнозировать. Донбасс показал себя готовым поднять призыв территориальному сепаратизму, чтобы сохранить существующие угольные субсидии политических схем. В восточных регионах страны также пригрозили отделиться в качестве возможного ответа на оранжевую революционную демонстрацию в Киеве. Реальность угрозы сепаратизма остается под вопросом, но мало кто сомневается, что владельцы и менеджеры уголь-кокс-металлургической промышленности в Украине будут лоббировать, чтобы предотвратить осуществление далеко идущих реформ и будет продолжать использовать уголь в качестве политического оружия.